Культурные ландшафты как ресурс туристского развития Русского Севера

Кенозерье как пример объединения наиболее ценных культурных ландшафтов с его артефактами традиционной поморской культуры. Его роль и значение в процессе развития экологического и эколого-культурного туризма с целью позиционирования поморского бренда.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.10.2018
Размер файла 16,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культурные ландшафты как ресурс туристского развития Русского Севера

Русский Север занимает исключительно важное место в историческом и культурном развитии России ввиду ярко выраженного проявления здесь исконно русских традиций, обычаев, наличия деревянной культовой архитектуры, традиционной живой культуры поморов, а также специфичности современного уклада жизни местного населения. Гармоничное сочетание естественного и антропогенного начал привело к формированию уникального типа особо охраняемых территорий - культурных ландшафтов.

Культурный ландшафт как таковой является одним из основных структурных элементов культурного пространства. Концепция культурного пространства активно разрабатывается видными отечественными и зарубежными специалистами. Но вопросы структуризации культурного пространства находят недостаточное отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. В связи с этим повышается актуальность рассмотрения культурного пространства как вместилища различного рода материальных и нематериальных ценностей, накопленных человечеством за все время проживания на территории Русского Севера и формирующих (при условии наличия гармоничной связи с природной составляющей) особую форму культурного пространства - культурный ландшафт.

В последние годы наблюдается повышение уровня массового экологического сознания, которое привело к тому, что человечество стало осознавать необходимость бережного отношения к природе и ее охраны. На смену традиционному массовому туризму, отличающемуся крайне негативным воздействием на окружающую среду, приходит туризм регулируемый, экологический. Это привело к тому, что культурные ландшафты заповедников и национальных парков в настоящее время активно используются для организации и развития эколого-культурного туризма. Развитие регулируемого туризма, в свою очередь, является своеобразным стимулирующим фактором структурирования культурного пространства резерватов.

Несмотря на колоссальные рекреационные возможности культурных ландшафтов России, имеющийся потенциал используется в среднем на 10-15% [2], и, следует заметить, используется крайне небрежно и расточительно. Сложившаяся за последние 70-80 лет система российских особо охраняемых территорий, к которым относятся и культурные ландшафты, пока еще очень слаба, дотационна и не может выдерживать конкуренции со стороны своих зарубежных аналогов - природных и природно-культурных резерватов Германии, Канады, США, Австралии, Великобритании и других стран.

В исследованиях автора отдается предпочтение анализу развития экологического и эколого-культурного туризма в пространстве культурных ландшафтов национальных парков Русского Севера. Ввиду того, что национальные парки занимают исключительное место в системе ООПТ (особо охраняемых природных территорий) благодаря их природной и историко-культурной ценности, они стали одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов - природно-культурных территориальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного воздействия человека и природы, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

В качестве модельной территории для проведения исследований был выбран Кенозерский национальный парк, так как его культурные ландшафты наиболее полно и удачно иллюстрируют особенности исторического и культурного развития территорий Севера России и исключительную роль природной составляющей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению элементов традиционной живой культуры поморов как важнейшей ментальной составляющей культурного ландшафта Кенозерья с последующей оценкой ее роли в развитии регулируемого туризма.

Тем не менее, историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями и ресурсами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и использования в целях экотуризма путем внедрения экологических и познавательных компонентов во все разрабатываемые эколого-культурные туры.

Сформулируем кратко основные результаты проводимых исследований.

1. Культурное пространство, создаваясь человеком, получает самостоятельное существование, представляет собой образную модель окружающей действительности и рассматривается с нескольких подходов - деятельностного, системного, аксиологического. Изучение структуры культурного пространства предполагает выход непосредственно в практику - образовательную, педагогическую, политическую, культурную, поскольку позволяет, перемещаясь на те или иные составляющие культурного пространства, оказывать прямое воздействие на личность, формируя и развивая ее цели, приоритеты, идеалы, побудительные мотивы. Структурирование культурного пространства предполагает как выделение внутреннего и внешнего его слоев, так и горизонтальную и вертикальную его дифференциацию.

2. Дифференцированное культурное пространство формирует специфические структуры и ментальные элементы, такие как культурные ландшафты и традиционная живая культура. Они обусловливают появление уникальных сочетаний естественного и «привнесенного» начал. Пространственная организация культурного ландшафта предполагает формирование и реализацию программы экотуристского использования имеющихся феноменов традиционной живой культуры поморов, существенно расширяющей возможности формирования экологического сознания и экологической культуры личности в процессе социализации.

3. В самом общем виде можно выделить несколько позиций в отношении понятия «культурный ландшафт» [1; 2].

Во-первых, понимание под культурными ландшафтами хорошего антропогенного ландшафта, обладающего высокими эстетическими и функциональными качествами.

Во-вторых, культурный ландшафт трактуется как историческая местность - место длительного обитания группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

В-третьих, культурный ландшафт - ландшафт в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые из поколения в поколение в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других материальных компонентов ландшафта.

В-четвертых, синонимизирование понятий «культурный ландшафт», «ландшафт», «территория», «пространство», «место» и «местность», в частности имеющее место в работах В.Л. Каганского. Он полагает, что всякое земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей есть культурный ландшафт, если это пространство одновременно цельно и дифференцированно, а группа освоила это пространство утилитарно, семантически и символически.

В-пятых, В.Н. Калуцков и А.А. Иванова понимают под культурным ландшафтом «культуру этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в её целостности» [3, с. 7], наиболее полно отражая при этом суть этнокультурной его концепции.

В-шестых, культурный ландшафт - исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только являются фоном или фактором воздействия одного элемента этой системы по отношению к другому. В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматриваются дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты [4].

Содержание понятия «культурный ландшафт» можно обозначить следующим образом: а) концептуальное определение категории «культурный ландшафт» и ее структуры; б) соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте; в) категория смысла в культурном ландшафте; г) существование нематериальной (духовной) составляющей в культурных ландшафтах; д) иерархия культурных ландшафтов.

Культурные ландшафты служат своеобразным ресурсом и необходимой основой для развития экологического туризма. Они создают благоприятную почву для гармоничного сочетания природоохранной и образовательной деятельности с возможностью ознакомления с историко-культурным наследием территории. Являя собой наглядный пример сочетания природной и историко-культурной составляющих, культурные ландшафты пользуются повышенным спросом у туристов и рекреантов. При этом наиболее важной является проблема сохранения и поддержания экологического равновесия в пределах указанных территорий.

4. Любые формы регулируемого туризма (и особенно экологический и эколого-культурный туризм) являются предпочтительными видами деятельности для большинства национальных парков России. Особое внимание в развитии экологического туризма следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах, причем, отнюдь, не только на охраняемых территориях. Эколого-культурный синтез, выход за пределы охраняемых территорий на пространство культурного ландшафта, экологизация местной экономики станут приоритетными элементами обновленной стратегии экотуризма, направленной на сохранение уникальной поморской культуры и формирование экологической культуры и экологического сознания.

5. Национальные парки стали в России одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов, обладая при этом колоссальным историко-культурным и экотуристским потенциалом. В последние годы наблюдается тенденция перехода туристской деятельности в культурное пространство национальных парков, на пространство культурных ландшафтов.

Кенозерский национальный парк представляет собой пример наиболее яркого проявления здесь исконно русских традиций, элементов традиционной живой культуры поморов, деревянной культовой архитектуры в гармоничном сочетании с природной составляющей территории. Оценка природного и культурноисторического наследия данной территории с позиций культурного ландшафтоведения и принципов организации культурного пространства приобретает значимость в качестве своеобразного фактора формирования экологической культуры и экологического сознания через туризм.

6. В основу ряда туристских проектов лежит сложное, диалектическое понимание взаимосвязи и взаимообусловленности всех уровней художественной и бытовой действительности, предполагающее восприятие и декодирование того или иного пространства вместе с включенными в это пространство людьми, объединенными общими эстетическими, этическими, религиозными, бытовыми представлениями.

Изменение идеалов, стереотипов, канонов поведения (зачастую под воздействием факторов внешней среды - туризма, развития сельского хозяйства, промышленности, предпринимательства) приводит к утрате культурных ландшафтов и традиций народов Русского Севера - утрате уникальной живой культуры поморов. Это приводит к необходимости выявления и анализа традиционной живой культуры поморов, а также возможностей ее экотуристского использования для последующего программирования регионального развития.

Итак, в будущем необходимы: углубление представлений о структурировании культурного пространства и процедуре культурно-ландшафтной дифференциации территорий; дальнейшее исследование и развитие возможностей использования традиционной живой культуры поморов в туристском бизнесе; выработка стратегии продвижения поморского бренда на основе культурных ландшафтов Кенозерского национального парка благодаря синтезу материальных и духовных сюжетов традиционной живой культуры.

Список литературы

кенозерье поморский туризм культура

1. Арсеньева Е.И. Культурно-ландшафтная дифференциация и экотуристские ресурсы Кенозерского национального парка / Е.И. Арсеньева, А.С. Кусков // Туризм и региональное развитие: сборник научных трудов. Смоленск: Универсум, 2004. Вып. 3. С. 423-431.

2. Арсеньева Е.И. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера / Е.И. Арсеньева, А.С. Кусков // Региональные исследования. 2005. №1 (5). С. 68-75.

3. Калуцков В.Н. Культурный ландшафт Русского Севера / В.Н. Калуцков, А.А. Иванова, Ю.А. Давыдова и др. М.: МГУ, 1998. 136 с.

4. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999. 44 с.

Размещено на Allbest.ru


Подобные документы

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.